Яхты и проекты
Регаты

16 июня 2011
Главная Статьи Перегон на Онегу Из Вытегры в Петрозаводск

Из Вытегры в Петрозаводск

Выход в Онегу после долгого перегона – это сказочное впечатление! Низкие заболоченные берега Вытегры у входного светящегося знака расходятся в стороны, оставляя по левому борту песчаный бар, нанесенный рекой, и впереди открывается необъятный простор сверкающей в лучах утреннего солнца воды! (Это если предположить, что погода на вашей стороне и озеро не штормит – а такое тоже бывает).

  Первые после выхода пары буев стоит пройти, а потом пятиметровая изобата со средними глубинами в 4-4,5 метра позволяет уйти с фарватера и лавироваться в стороне от проходящих теплоходов. Хотя нам с ними пока по пути. Как бы продолжая движение по направлению течения Вытегры, доходим до поворотного буя. И здесь встречаем еще одно чудо! Желто-коричневая глинистая вода, выносимая в озеро рекой, именно здесь сменяется удивительно светлой кристально прозрачной чистой озерной водой! Только в последние необычно теплые годы южная часть Онеги начала цвести. Но даже появление фитопланктона не помешает пить эту воду, которую не в состоянии пока испортить люди со своими теплоходами и комбинатами! Так что на протяжении практически всего путешествия по Онежскому озеру проблема питьевой воды перед вами не встанет – просто зачерпывайте ведром или чайником из-за борта – все озеро в вашем распоряжении!

 А нам сейчас предстоит решить, куда мы держим путь. Варианта, как в сказке, три: погулять вдоль правого берега до Бесова Носа, свернуть налево за теплоходами, направляющимися в Свирь и дальше к Ладоге и Неве или продолжить путь прямо в столицу Карелии недавно отметивший трехсотлетие и при этом удивительно молодой и красивый Петрозаводск.

Разговор о Свирской губе мы, пожалуй, оставим до следующего раза, когда будем направляться в сторону Балтики. О правом береге поговорим на обратном пути. А сейчас продолжим движение курсом 304,5°(истинный курс, не забывайте о восточном склонении в 9,5º) в сторону Петрозаводска. Наш путь лежит через южную, самую широкую часть озера. Туда же идут и теплоходы, направляющиеся в Петрозаводск. Их существенно меньше, чем идущих в Балтику, но о правилах расхождения, ходовых огнях и радиолокационном отражателе забывать не следует.

Вообще Онежское озеро достаточно отчетливо делится на юг и север. Линия раздела проходит примерно между Петрозаводском и Шалой. На севере озеро изобилует узкими заливами, каменистыми островами, банками, которые здесь принято называть лудами. На юге Онега больше похожа на своего более южного собрата – Белое озеро – только масштабы поражают воображение!

Берега начнут отдаляться, терять очертания, мысы превратятся в острова, в результате рефракции висящие над водой, а затем и вовсе растают в дымке. Именно в этой части озера можно почувствовать себя по настоящему оторванным от земли и несколько часов провести вне видимости берегов! Озеро здесь поистине представляет собой водный простор. В этой части нет ни одного острова, а средние глубины в пятьдесят метров лишь изредка прерываются девятиметровыми (только вдумайтесь – это вдвое глубже фарватера московских водохранилищ!) банками. Берега, там, где к ним выходишь, в основном песчаные, иногда обрывистые, очень слабо изрезанные. Вот в этом и кроется первая проблема. На юге Онеги нет не только удобных стоянок, но и надежных укрытий на случай шторма. Поэтому уж если вы решились выйти из-под прикрытия вытегорских берегов, будьте готовы ближайшие 10-14 часов провести в компании онежского ветра и волны. Заранее оцените свои силы и подготовленность лодки и, если засомневаетесь, лучше переждите штормовую погоду.

Ближайшим берегом, открывающимся через несколько часов, впереди по курсу, будет мыс Сухой Нос (здесь мысы принято звать носами). Почти каждый мыс украшен маяком: Сухой Нос, Брусно, Шокша. Вот только маяки, хорошо заметные днем, совершенно не видны ночью (освещать их перестали еще в середине девяностых), и Шокшу теперь приходится определять не по маяку, а по скоплению необычайно ярких огней.  

Дальше наш путь лежит вдоль берега. Волны здесь несколько меньше, но ветер и крутая высокая волна при северном или северо-западном направлении ветра могут сильно затруднить продвижение вперед. А восточный ветер еще и окажется навальным по отношению к ближайшему берегу. Закрытых от ветра и волны, удобных для стоянки бухт здесь нет. Все бухты открыты для северного и восточного направления ветра, а вдоль берега встречаются камни и рыбацкие сети. При хорошей погоде и удачном направлении ветра (запад или северо-запад) можно прервать переход отдыхом у острова Брусно. Пролив за островом судоходен, а сам остров прикрывает от волн. Но при такой ночевке нужно быть начеку и в любой момент быть готовым отдать якорь и уйти в озеро при изменении ветра, так как пролив слишком широк и открыт, чтобы защитить от навальных ветров. Причал рыбацкого поселка у материковой части пролива все больше разрушается и попытка перейти к нему может окончиться ударом о затопленный ряж, оставшийся от несуществующей теперь части пирса. Так что вперед – в озеро!

Продолжаем продвигаться вдоль берега на северо-запад. Чем ближе к берегу, тем меньше волны. Но не везде берега судоходны. Тщательно сверившись с картой можно зайти в бухту Шокша и попытаться отстояться за небольшим молом. Но здесь тоже существует опасность не устоять на якоре и не иметь возможности выйти при навальном ветре. То же относится и к Уй-губе. Поэтому лучше не загонять себя в ловушку и при неблагоприятных условиях не приближаться к подветренному берегу.

А вот остров Девичий достаточно безопасен (не для стоянки, разумеется). Зайдя в широкий пролив за островом и оказавшись в относительно прикрытом месте, можно взять рифы или сменить паруса. Не забудьте только, что обе оконечности острова имеют продолжение в виде подводных кос и лучше обходить их подальше.  А вот к Пухтинским и Деревянным островам близко подходить вовсе не рекомендуется. Мы уже приблизились к границе южной части Онеги и находимся близко к берегу, поэтому банки здесь становятся вовсе не такими безопасными – они мелкие и каменистые и называются лудами. Недалеко от генерального курса на Петрозаводск (левее курса) лежат две таких луды луда Кипра, ограниченная с востока буем, и луда Павша. При движении по генеральному курсу они действительно остаются левее, а вот, если держаться берега, будьте внимательны и сверяйтесь с картой.

Еще один эффект обмана зрения может заставить поволноваться. Справа впереди вдруг откроется группа небольших островов, которым тут вроде бы взяться не откуда. По крайней мере, на карте все мелкие острова должны остаться слева! Возникает даже сомнение в правильности прокладки! На самом же деле все правильно – просто в таком непривычном ракурсе старые знакомые большие Ивановские острова видны вдоль и кажутся мелкими. Надеюсь, вы в курсе, что между Ивановскими островами прохода нет (кроме дальнего – Никольского), да и слишком  близко к ним подходить не стоит из-за опасности запутаться в сетях.

Здесь движение очень оживленное и мимо, кроме теплоходов, на большой скорости могут пролетать «Кометы», направляющиеся в Кижи или в Шалу, или возвращающиеся оттуда. Правда волна является существенным препятствием для «Комет» и мешает им еще больше, чем вам!

За Ивановскими островами жизнь становится значительно веселее – волна, по сравнению с озерной, просто игрушечная, да и ветер, прикрытый островами, чуть слабее, хотя и более рваный. Еще восемь миль и долгожданная укрытая стоянка перед вами! Это уже Петрозаводск. Здесь есть несколько мест, куда можно зайти на яхте.

Первый вариант – зайти на давно знакомую кооперативную стоянку в Петушки. Один минус – при последнем посещении мы столкнулись с тем, что вход на стоянку с воды перегородили веревкой, и желающие здесь постоять должны сначала зайти пешком, чтобы договориться и оплатить свое намерение. Открытым, правда, остался вопрос, как все это проделать при штормовом ветре, когда действительно может понадобиться убежище.

Другой вариант – зайти в новый клуб на территории КЮМа – Клуба юных моряков. Там пока веревку повесить не додумались и иногородних гонщиков привечают. По крайней мере, так было во время Онежской регаты. В обоих случаях стоять придется на своем якоре. При штормовом ветре с Бараньего берега внутри губы разгоняется заметная волна, весьма ощутимая даже внутри стоянок. Рывки приводят, как правило, к тому, что якорь, как минимум, поползет, а может и сорвать. Ночные перечаливания при сильном ветре на волне – не самые приятные упражнения, поэтому при неблагоприятном прогнозе, по возможности, старайтесь встать внутри стоянки, подальше от входа или, хотя бы, завести страховочный кончик на один из соседних буев, удерживающих мертвые якоря. У каждого якоря есть хозяин, поэтому лучше попросить разрешения на такое действие или, по крайней мере, извиниться пост фактум при появлении хозяев. Как правило, ваши действия встречают с пониманием. Здесь вы найдете приемлемый набор удобств на берегу, но без ставших привычными в маринах воды и электричества на пирсе. Электричество можно найти либо в сторожке на выходе, отнеся туда аккумуляторы и телефоны на подзарядку (зарядные устройства нужно иметь с собой), либо договорившись с кем-нибудь из хозяев, занимающихся ремонтом, протянуть от них удлиннитель. А вот с водой проблема – на территории воды нет. Выход – либо покупать в городе в магазине, либо идти с канистрой просить на соседних предприятиях. Зато с бензином проблема решается просто – заправка сразу за воротами стоянки. Солярки, правда, здесь нет. За ней придется съездить на такси.

Последний из приемлемых вариантов стоянки в Петрозаводске – зайти на Речной вокзал. Заходя, обращайте внимание на вехи – по правой стороне ближе к берегу находится каменистая мель.

Стоять здесь приходится на своем якоре носом к решетке набережной. Из плюсов – блага цивилизации в виде киосков с сувенирами, пивом и шашлыком. Все остальное, скорее минусы – толпы праздношатающихся туристов, разглядывающих вас через решетку набережной, как в зоопарке, умывание в туалете вокзала, отсутствие заправки и электричества вряд ли послужат стимулом к выбору этого места. Ну и, наконец, все, что говорилось выше о навальном ветре с Бараньего берега, в полной мере относится к стоянке на Речном вокзале. Ухудшает ситуацию невозможность укрыться на месте или завести дополнительные швартовые. Так что при усилении или изменении ветра остается только срочно бежать отсюда на более безопасную стоянку. Зато при хорошей погоде весь центр города в вашем распоряжении. Добро пожаловать в Петрозаводск!