Яхты и проекты
Регаты

18.06.2011-80

Север Онеги

Онега… Для поколения яхтсменов, чьи гонки и походы пришлись на 70-90 годы это одно из самых светлых воспоминаний. Нежная и неброская акварельность красок северной природы, простор и свобода внутреннего водоема, не требующего никаких пограничных согласований, чистейшая и вкуснейшая пресная вода без всяких ограничений, бухты и острова, где скалы поднимаются прямо из глубины, а на камнях, погретых солнцем и укрытых мхом, растут, как будто подстриженные под один рост, пахнущие янтарной смолой сосны! А грибы и черника на берегу! А сиги и лососи в озере! А прозрачность белых ночей! А удивительной красоты рассветы в награду за ночные вахты!

Даже на фоне современных возможностей выбора акваторий для путешествий немного найдется таких доступных и таких девственно не тронутых мест. В этом, как всегда, есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюсы – это возможность удалиться от гонки и суеты современной цивилизации и остаться наедине с удивительной северной природой. Минусы – почти полное отсутствие тех самых благ цивилизации, о чем не следует забывать, отправляясь сюда в поход.

Здесь нет гостиниц, если не считать крупных населенных пунктов, таких как Петрозаводск, Медвежьегорск и Кондопога или туристических центров. Мобильная связь в озере действует не везде, как правило, ограничением служит прямая видимость населенных пунктов. Топливом следует заправляться в Петрозаводске. Можно вызвать такси (заказывается по телефону без проблем, номер можно узнать у администрации стоянки яхт) и доехать до ближайшей заправки. В Кондопоге и Медвежьегорске заправки тоже есть, а вот в небольших населенных пунктах, скорее всего, их может не оказаться.  Правда, с учетом того, что Онега располагает к переходам под парусами, топлива, как правило, хватает надолго. А вот горючим для плиты лучше запастись заранее. С газовыми заправками были проблемы (баллоны для заправки возили в Санкт-Петербург), а спирта или керосина и вовсе не удавалось найти. Зато пресная вода – без ограничений. Озеру пока удается справляться с натиском человека и загрязнение, если не брать в расчет окрестностей тех же крупных населенных пунктов, здешней природы пока не коснулось. Поэтому баки и канистры понадобятся только при заходах в город. Все остальное время вкуснейшую прозрачную и холодную воду можно черпать прямо из озера. Даже кипятить не обязательно. Хотя после городской жизни к этому привыкнуть трудно. Никогда не забуду, как на перегоне, войдя в Вознесение, отправились искать воду. Не найдя в поселке ни колонок, ни колодцев, очень удивились и решили спросить местных жителей. Бабушки были удивлены не меньше нашего – долго не могли понять, чего мы ищем, когда поняли, чуть пальцами у виска не крутили – какие колодцы – вот же озеро!

Самая же большая проблема с цивилизованными стоянками. Для тех, кто приходит на Онежское озеро на своей яхте, первым пунктом посещения становится, как правило, Петрозаводск. Удивительно красивый и уютный, чем-то неуловимо напоминающий южные курортные городки, город вытянулся вдоль юго-западного берега Петрозаводской губы. Парадная часть города очень аккуратная и ухоженная, а в глубине старых районов вполне можно наткнуться на заброшенные разрушающиеся дома. Раньше для стоянки яхт в городе было два места – кооперативная стоянка и городская набережная в районе Морвокзала. Но осенью 2008 года на Петрозаводск обрушился страшный шторм. Причалы кооперативной стоянки и гранитная набережная с чугунными решетками были полностью уничтожены обрушивающимися волнами, несущими вывороченные бревна и камни. Городу был нанесен тяжелый удар, от которого он еще не оправился. Поэтому старые места стоянки пока не доступны. Петрозаводские друзья рассказали, что в глубине губы по левому берегу отстроены два больших причала, которые можно даже рассмотреть на спутниковых снимках. Там создается яхтенный порт «Пески», куда можно зайти на яхте и постоять за 35 рублей с погонного метра длины в сутки. Там же предполагается поместить дебаркадер с небольшой гостиницей и возможностью получить ряд услуг по ремонту и обслуживанию яхты. Для тех, кто приезжает без собственного судна, здесь есть возможность взять в аренду один из двух «минитонников» или «четвертьтонник» проекта И.Сиденко. Это, конечно не те комфортабельные многокаютные яхты, которые для многих олицетворяют чартерный яхтинг, но отрадно уже и то, что сам вопрос о возможности взять яхту в аренду на месте сдвинулся с мертвой точки. Желающим здесь же предоставят и катера для троллинга.  Вот, пожалуй, и весь выбор. Яхтенная стоянка есть еще и в Кондопоге, но туда редко кто добирается, кроме местных яхтсменов. Остальные стоянки «дикие».

Куда отправляться из Петрозаводска, во многом зависит от того, сколько времени есть на путешествие. Однозначно можно сказать только, что путь будет лежать на север. Примерно по линии между Петрозаводском и устьем реки Водла проходит невидимая граница, которая делит Онежское озеро на северную и южную части. Юг Онеги – это неограниченный простор воды, где скрываются берега. Здесь шторма раскатывают самую высокую на озере волну. Здесь почти нет островов и мало мест, где можно укрыться от непогоды. Берега здесь, по большей части, невысокие и, местами, заболоченные. Близко к берегу на яхте подойти почти негде. В эту часть озера чаще попадают те, кто перегоняет яхту в сторону Вытегры, чтобы потом попасть в Волгу или дальше в Москву, или те, кто идет в Свирь, чтобы через Ладогу и Неву достичь Санкт-Петербурга.

Кстати, раз уж речь зашла о штормах, замечу, что яхтенный сезон на Онеге не долог. Лучшими месяцами для прогулок являются вторая половина июня и июль. В это время здесь уже достаточно тепло, а белые ночи позволяют насладиться красотой озера. Хотя вода даже летом не прогревается достаточно для того, чтобы продолжительное купание доставляло удовольствие. Купаться лучше где-нибудь в неглубоких закрытых бухтах, прогреваемых солнцем. Из-за того, что вода в озере холодная, на воде, даже в солнечные дни редко бывает жарко. Летом шторма на Онеге не часты, хотя нельзя гарантировать, что удастся совсем обойтись без ветра и качки. На берегу часто погода достаточно переменчива – вот только что светило солнце, а следом набежала туча, и пошел дождь. А вот особенностью самого озера является то, что над водой здесь реже идут дожди. По берегам могут греметь грозы, а стоит отойти подальше в простор открытой воды и, скорее всего, небо над вами прояснится. К концу июля ночи становятся заметно длиннее и темнее, а к середине августа резко наступает осень. Становится холодно и на несколько ближайших месяцев приходит непогода с дождями и штормовыми ветрами. Так что стоит насладиться недолгим летом. А поэтому – на север! Никольским проходом и дальше вдоль берега.

К северу от линии Петрозаводск – Водла озеро совсем иное. Здесь берега становятся каменистыми, часто отвесные гранитные скалы поднимаются прямо из воды. Длинные глубокие заливы, называемые здесь губами, и множество островов создают отличные убежища, где можно укрыться от шторма. Совсем недалеко от Петрозаводска, всего в нескольких часах пути по воде находится вытянувшаяся вдоль берега череда островов с красивым названием – Шардонские. Представляете, как прозвучит ответ на вопрос коллег, где провели отпуск? На Шардонах! И сами острова стоят того, чтобы там отдохнуть, если отпуск, скажем, всего на выходные и далеко идти некогда. Только здесь понадобятся хорошие карты и впередсмотрящий. По карте выберете те острова, которые расположены целой группой. Наметьте проход между ними и пробирайтесь внутрь, наблюдая за тем, чтобы пройти между встречающимися здесь камнями. Вода прозрачная и их видно. Только разгоняться не стоит. Зато внутри настоящий рай. Здесь всегда тихо, даже если в озере бушует шторм. Стоянка укрытая, можно найти место, где яхта подойдет носом к берегу, а на берегу, если попадете в сезон вполне можно набрать грибов или черники с земляникой.

Если нет желания пробираться между камнями, можно так же недалеко сходить в Ялгубу. Это бухта, соседняя с Петрозаводской губой. Почти такая же длинная, но значительно более узкая. Так же называется и деревня на берегу, в которую можно попасть, подойдя к деревянному причалу. Сама деревня не слишком интересна. Это дачное место для жителей Петрозаводска. Да и москвичи-дачники встречаются. Достаточно живописно выглядят почерневшие от времени избы- пятистенки с баньками на огородах, спускающихся к воде. При желании можно договориться с хозяевами, и они протопят вам баньку по-черному, а вместо бассейна для охлаждения – пробежка по мосткам и возможность окунуться в озеро. Берег здесь песчаный и довольно отлогий, но спускаться с мостков не стоит, так как попадаются битые стекла. Банька топится несколько часов и, если нет желания все это время провести у разрушающегося деревянного причала, можно сходить подальше в глубину губы и встать там на якорь носом к высокому каменному откосу, зацепившись за выступы камней или небольшие деревца, проросшие из трещин. Здесь вполне можно искупаться, позагорать и сходить за ягодами. Но на берег придется выбираться по той самой скале, у которой вы встали, так что стоит отправить самого ловкого, чтобы он навел веревочную переправу до верха, а то спускаться может быть трудновато. Здесь тихо и нет посторонних, но надоедает постоянный бич карельских берегов – комары.

Если времени побольше, можно пройти вдоль этого же берега до большой Кондопожской губы и зайти на остров Суйсари. Здесь нет банек (если не ходить в деревню Суйсарь на материке за островом), зато вдоволь прогретых солнцем скал, маленьких причудливо искривленных сосен-бансаев, теплого мха и свободы. Встать носом к камням можно в губе Глубокая на северо-восточной оконечности острова или, зайдя в небольшую протоку, идущую вдоль этой губы. Здесь достаточно глубоко для стоянки, но гораздо мельче, чем в озере, поэтому вода прогревается и можно купаться. Удавалось и рыбу ловить, правда, сиги с лососями здесь не попадались – для такой рыбалки в озеро нужно выходить. Остров большой и, зайдя подальше от места стоянки, можно набрать много отличных грибов и ягод. А вот вокруг самой губы Глубокой, к сожалению много мусора, так как место это довольно известное и посещаемое туристами и яхтсменами.

Те места, где мы сейчас оказались, носят название Большое Онего, хотя, если взглянуть на карту, Малое Онего, расположенное восточнее, гораздо длиннее. Между Большим и Малым Онего лежит длинный полуостров и целая россыпь больших и маленьких островов, образующих знаменитые Кижские шхеры, вход в которые указывает Гарницкий маяк. Места здесь удивительные. Сходить можно и на Большой Леликовский (здесь есть пансионат и деревня, где можно договориться о баньке) и на Оленьи острова (это уже с другой стороны – в Заонежье). Но самый большой интерес вызывает маленький и не слишком примечательный остров Кижи, расположенный в самой глубине шхер. Именно здесь находится известный музей деревянного зодчества со старинными почерневшими избами и знаменитым собором, взбегающим маковками в небо. Только стоять здесь на яхте нельзя – к пристани подходят теплоходы и «Кометы», и от нее гоняет милиция. Можно попытаться подойти к расположенной дальше Васильевской пристани, от которой, скорее всего, тоже попросят, но там иногда удавалось договориться и постоять часок, за который можно пробежаться по музею. Зато как-то нам довелось придти в Кижи светлой северной ночью и насладиться удивительным зрелищем – луковичные маковки Покровского собора, сложенные из осиновых плашек, светились серебряным светом в лунных лучах!

В самой глубине Большого Онего расположена знаменитая Уницкая губа. Идти туда далековато, поэтому это отдельный поход, требующий, как правило, целого отпуска. В эти места редко добираются туристы, и они остались самыми нетронутыми. Здесь можно зайти в заброшенную деревушку Пегрему. Раньше, подойдя к причалу, случалось самим протопить сохранившуюся баньку, но деревня разрушается и, боюсь, что скоро от нее останутся только печки. Зато обрывистые скалистые берега Уницкой губы позволяют подход вплотную. И здесь-то уж наверняка никто не потревожит. Даже знающие про здешнюю красоту люди выбираются сюда редко – далековато, да и вход не простой – разрушающуюся навигационную обстановку никто не обновляет, а под водой достаточно камней.

Если все Большое Онего вы уже обследовали, можно отправиться в Малое. Но это тоже поход не ближний и требующий времени. Зеленую стоянку можно организовать недалеко от входа в Малое Онего на острове Чур. Здесь, на небольшом островке, похожем в плане на цифру восемь, расположенном в группе островов около крупного острова Мудр, легко встать на якорь носом к берегу в отлогих бухточках, образующихся около перешейка. Причем, дальняя от Малого Онего бухта прикрыта от ветра остальными островами. На самом Чуре ничего примечательного, кроме обычного карельского набора из ягод и комаров, вы не найдете. А вот на соседнем Луковом острове есть заброшенная деревня. Но чтобы туда сходить, понадобится шлюпка – на яхте к острову вплотную не подойти.

Достопримечательности Малого Онего расположены в самой глубине залива. Здесь находится город Медвежьегорск, а, немного не доходя до него – поселок Пиндуши, где базируется ремонтная база флота. В Пиндушах возле берега пришвартованы полузатопленные лихтеры, к которым можно встать на якоре. Здесь в деревне можно договориться о бане с возможностью окунуться в озеро, а в поселке пополнить запас продуктов. Медвежьегорск находится на два градуса севернее Петрозаводска и это довольно заметно. Растительность здесь более северная и много каменных валунов, среди которых попадаются поделочные. А в целом, Пиндуши – промышленный поселок особыми достопримечательностями не богатый. Если нет особой необходимости идти в Медвежьегорск, то не стоит забираться так далеко в глубину залива, а вместо этого можно зайти в старинный городок Повенец. Встать здесь можно на якорь к бетонной причальной стенке. Здесь много старых домов, но самое, пожалуй, интересное то, что здесь находится вход в Беломорско-Балтийский канал и с причала можно увидеть первый шлюз.

Вот, пожалуй, и все достопримечательности Малого Онего. Раньше можно было зайти на остров Сал, но причал здесь почти разрушился, и подойти к нему сложно.

Ну и, наконец, возвращаемся в Онежское озеро на берег, противоположный Петрозаводску. Остановиться здесь можно, зайдя в устье реки Водлы и пройдя против течения до поселка Шальский. Здесь есть небольшая деревянная пристань и причал с дровами. Стоит только помнить о том, что якорь здесь держит плохо, а дважды в течение суток мимо проходит «Комета», создавая приличную волну, которая вполне может сорвать с якоря. Поселок особых достопримечательностей не имеет, кроме обычного набора – баня, рыба, ягоды, магазин. Но не слишком далеко расположен мыс Бесов Нос с петроглифами каменного века. На яхте с небольшой осадкой подойти туда можно, войдя в устье маленькой речки. Правда, река наносит песчаный бар и, по слухам, «четвертак» туда теперь уже не заходит. Остается поискать приглубое место у самого мыса. Вот только оставлять яхту надолго без присмотра не стоит – погода может измениться. Зато перед любой яхтой с любой осадкой раскинулось целое озеро, по которому можно идти часами. Где нет грибов, но зато нет и комаров, где водятся сиги и лососи и прилетают отдохнуть на яхте от долгого перелета пернатые. Где каждый оставляет свои городские проблемы и остается один на один со стихией и с природой. И поверьте – это стоит того, чтобы проделать столь долгий путь!

 

 

Примерные расстояния от Петрозаводска (в морских милях) и время в пути при расчетной скорости 4 узла:

  1. Шардонские острова – 18 мм – около 4,5 ходовых часов.
  2. Ялгуба – 16 мм – около 4 ходовых часов.
  3. Суйсари – 24 мм – около 6 ходовых часов.
  4. Кижские шхеры – 32 мм – около 8 ходовых часов.
  5. Уницкая губа – 60 мм – около 15 ходовых часов.
  6. Оленьи острова – 38 мм – около 8,5 ходовых часов.
  7. Чур – 44 мм – около 11 ходовых часов.
  8. Повенец – 104 мм – около 26 ходовых часов.
  9. Пиндуши – 114 мм – около 28,5 ходовых часов.
  10. пос. Шальский – 48 мм – около 12 ходовых часов.
  11. Бесов Нос – 50 мм – около 12,5 ходовых часов.