Москва-Волга
Ну что ж, вот вы и освоились со своим замечательным судном: путь от Северного речного порта до Пирогово и до Икши вполне знаком и выдалось немного свободного времени, чтобы начать штурмовать более далекие просторы. Тогда предлагаю двинуться на Волгу.
Наше путешествие начнется с преодоления первого серьезного препятствия – цепочки из шести шлюзов, которые опустят нас на 49 метров до уровня Верхней Волги. Впрочем, цепочка – это только на бумаге, по воде же придется преодолеть 73,5 километра, так что с учетом ожидания шлюзовки и непосредственно времени шлюзования рассчитывайте на целый световой день.
Эта часть пути интересна архитектурой шлюзов, а вот промежутки канала между ними довольно однообразны и различаются в основном длиной. Вслед за короткими участками в 2,5; 7,5 и 4 км после третьего шлюза (а нумерация шлюзов, как и течение, направлена от Волги к Москве, так что для нас, как бы, наоборот – от шестого к первому) начинается самый длинный сорока трехкилометровый участок. Несмотря на то, что движение по каналу достаточно оживленное, в светлое время расхождение обычно не составляет затруднений. Канал представляет собой искусственное гидротехническое сооружение и берега его, за редким исключением, спроектированы так, что от уреза воды можно идти на расстоянии не менее трех осадок. А это означает, что для большинства маломерных судов расстояние в 10 метров будет вполне безопасным. Исключения обозначены знаками судоходной обстановки. Обращайте на них внимание – за ними мелко. А вот ночью оказаться между вторым и шестым шлюзами очень нежелательно: надежных и безопасных стоянок здесь нет, а течение в канале в момент опорожнения камеры шлюза очень ощутимое, причем переменное по направлению. Лучше подходить к шестому шлюзу с ночи, чтобы с рассветом начать запрашивать разрешение на шлюзовку. Канал вообще не слишком ласков к маломерным судам – требуя обязательного заключения договора на прохождение шлюзов, Управление Мосводоканала ограничивается разрешительной политикой: вас заставят подождать до подхода крупных судов, и лишь после них поставят в камеру шлюза на последний рым. А вот место ожидания ни у одного из шлюзов не предусмотрено: маломерным судам запрещается швартоваться к причальной стенке и к палам. Поэтому предлагаю зайти за окончание длинной стенки и пришвартоваться лагом к ее изогнутой части так, чтобы со стороны шлюза вас не было видно. Только запросите предварительно диспетчера шлюза. Если вас готовы запустить достаточно быстро, то лучше просто подрейфовать малым ходом в сторонке недалеко от шлюза, потому что никаких приспособлений для швартовки на повороте стенки не предусмотрено, так что приходится искать торчащие из бетона куски арматуры, а потом стоять около них на кранцах при достаточно ощутимом переменном течении.
Но вот мы, наконец, вышли из третьего шлюза. Впереди Дмитров, но дорогу к нему преграждает мост Яхрома, высота которого всего четырнадцать метров (в остальных случаях мосты пятнадцатиметровые). Если у вас большая яхта – не забудьте о высоте своей мачты – возможно, придется закренить лодку или вообще преодолевать канал с опущенной мачтой. И еще об одном затруднении на пути к Дубне не стоит забывать – в канале остались две действующих паромных переправы. Одна на длинном участке канала, а вторая перед самой Дубной. Подходя к переправе, посмотрите на семафор на домике паромщика – если вверху черная фигура – придется подождать. Когда троса опускают, вверх поднимается красная фигура. Бывает, правда, что диспетчер паромной переправы, обратив внимание на круги, которые вы нарезаете перед его детищем, сжалившись, приопускает канаты персонально для вас. Менять местами фигуры ему при этом, видимо, лень, поэтому обращайте внимание, если вам начнут просто махать рукой.
После второй переправы мы добрались до Дубны. Канал расширяется. Прямо и чуть левее мимо маяка за дамбу лежит путь в Иваньковское водохранилище и к Твери. Но мы собирались по Волге в сторону Рыбинки, поэтому нам направо в первый шлюз.
Да, как у нас с топливом? Если необходимо заправиться, то удобнее сделать это до шлюза – справа от вас гранитная лестница, спускающаяся в воду. От нее недалеко до заправки. Можно попытаться подойти к левому краю лестницы. Перепрыгнуть, обычно, удается. Если не получилось, попробуйте высадить абордажную команду на пристань правее лестницы. К ней подходит самоходный паром, поэтому стоять там нельзя. Но в перерыве между визитами парома можно высадить народ с канистрами и подождать их, дрейфуя на воде.
Заправились? Тогда в первый шлюз. После шлюза выходим в Волгу. Дальше наш путь лежит по течению. То есть, по сравнению с каналом, знаки судоходной обстановки поменяются для нас местами. Не перепутайте – мы в реке – нам дальше ориентироваться по буям и створам.
Кстати, уже вечереет. Канал и шлюзы отняли весь день. Если время позволяет, можно заночевать. Примерно в двух километрах от шлюза на правом от вас берегу находится яхт-клуб города Дубны. Если договориться с администрацией, то за разумную плату можно постоять до утра. Правда, никаких удобств не предусмотрено. Зато вы в самом центре города. Если не удалось заправиться перед шлюзом, можно сделать это сейчас. Но отсюда далековато – придется брать такси. Когда будете подходить к причалу, примите в расчет весьма ощутимое течение. А при швартовке учтите, что по фарватеру круглые сутки курсируют пассажирские и грузовые суда, создавая приличную волну.
Если не хотите заходить в Дубну, можно миновать город и устье речки Дубны и встать на якорь за кромкой фарватера к левому от вас обрывистому берегу. Не забудьте только про стояночный огонь ведь движение по фарватеру весьма оживленное!
Дальше цивилизованная стоянка есть в г. Кимры во вновь отстроенной марине.
Если все же соберетесь идти ночью, будьте особенно внимательны – низкие обрывистые берега плохо заметны в темноте и могут сливаться с водой, а там, где появляются яркие огни многочисленных населенных пунктов, плохо видна судоходная обстановка. Возвращаясь ночью, будьте внимательны, проходя устье речки Дубна. Изгиб русла Волги в темноте делает неочевидным направление основного фарватера. Придерживайтесь створов. И еще одно “ночное” предупреждение: Кимры и Белый Городок имеют причалы с оживленным движением. Среди ярких и, в том числе, цветных (светофоры, красные габариты нефтехранилищ, труб и вышек) огней на берегу может замаскироваться идущее на вас встречное судно.
Но вот и утро и мы без приключений продвигаемся вперед по фарватеру. Фарватер немного извилист, но достаточно широк и затруднений не представляет. Приготовьте фотоаппарат: низкие острова по сторонам, заросшие травой и кустарником, населены разнообразной живностью. Здесь можно увидеть цаплю, а если повезет, то и выдру и даже бобра. Цаплям здесь вполне хватает рыбы, так что можете и вы попробовать порыбачить рядом с ними. Будьте только готовы встреть на рассвете достаточно конкурентов на надувных лодках.
Берега очень живописны, но мест, где можно подойти, к сожалению немного. Поэтому не пропустим самое известное: напротив устья реки Медведица можно уйти за острова вдоль правого от вас берега и встать носом в обрывистый берег с замечательным песчаным пляжем. Совсем не замочить ноги не удастся, но при наличии трапика можно не разуваться. Сама же Медведица судоходна и славится рыбалкой.
Искупались? Тогда дальше.
Недалеко от Медведицы Волга разливается, островков становится больше. Справа одна за другой в нее впадают две достаточно крупных судоходных речки – Печухня и Нерль. Из них могут выходить суда. Но особенно внимательно стоит проходить это место на обратном пути – не запутайтесь между островами – можно попасть в Печухню вместо Волги.
Петляя между многочисленными островками, фарватер выводит к Кашинскому мосту. А там уже недалеко и до Калязина. Здесь Волга делает два крутых поворота и имеющие склонность к авантюризму и не слишком большую осадку (около 1,5 м) могут попытаться сэкономить горючее, пройдя мимо Калязина слева от островов. Сразу предупреждаю, что время при этом сэкономить удастся вряд ли, так как вход на достаточные глубины придется искать «ощупью» чуть не доходя до 74-го буя[1](256-й километр). Скорее всего, придется поцепляться килем, хотя, если удается прорваться, дальше проход вдоль левого берега вполне чист. При необходимости тут можно заночевать на якоре вдали от фарватера. Но про стояночные огни не забывайте – местные суда сюда наведываются.
Если вы человек разумный и пойдете фарватером, проиграете немного в расстоянии, зато пройдете рядом с калязинской колокольней и сможете сфотографировать ее на фоне радиотелескопа. Под колокольню подсыпали фундамент, и сейчас она фактически стоит на острове. Так что выглядит не так живописно как тогда, когда сквозь нее проносились моторные лодки. Но зато есть надежда, что она будет радовать проплывающих мимо путешественников еще многие годы в отличие от большинства затопленных строений на Шексне, размываемых рекой, которые с каждым годом разрушаются и скоро от них останутся только фундаменты под водой, как здесь на угличском водохранилище и ниже на Рыбинке. А на фотографиях колокольня выглядит вполне внушительно – будет что показать, вернувшись домой.
Дальше до церкви в Прилуках наш путь идет по фарватеру. Можно, правда, попытаться срезать изгиб фарватера, повернув после 64-го буя (269 км) в направлении устья реки Нерхатка и пройдя затем вдоль левого берега. Но выигрыш здесь не слишком велик, так как вам тоже придется заложить крутое колено влево от фарватера, ориентируясь на прямую между устьем Нерхатки по левому берегу и небольшим створом по правому. Придерживайтесь этой линии, так как по сторонам находятся затопленные фундаменты, и лишь приблизившись к левому обрывистому берегу, продолжайте путь вдоль него.
После Прилук Волга все шире разливается, превращаясь в настоящее водохранилище (на самом деле Угличским водохранилищем называется весь подпруженный участок между Угличем и Дубной). Фарватер продолжает петлять от берега к берегу, следуя за Волжским руслом, но мы дальше можем вполне прилично сэкономить время и топливо, воспользовавшись срезками. Первая из них уводит с фарватера после 58-го буя (281-й км). Пройдя чуть более половины расстояния до 57-го (284-й км), сворачиваем в сторону левого от нас берега, направляясь в устье реки Пукша. Не поверните слишком рано – у левого берега мелко! После устья Пукши продолжаем следовать вдоль левого берега. После 53-го буя (с 291-го километра) вся ширина водохранилища в нашем распоряжении. Можно двигаться практически по прямой – минимальные глубины 3 м. Но на карту и на окружающую обстановку поглядывать все же стоит. Если вода особенно низкая, хотя тут, наверху, такое бывает редко, по самым мелким местам ходить все же не стоит! Особенно будьте внимательны у мыса в районе 48-го буя (302- км). Наша задача – срезать этот мыс, но около него мелковато. Метрах в ста от берега эхолот показывает 2 метра. Так что, если осадка большая, здесь лучше прижаться ближе к бую, чтобы не рисковать. Дальше следуем вдоль левого берега, ориентируясь на дальний обрывистый берег. Левый берег здесь достаточно приглубый, а забираться сильно вправо не стоит, чтобы не выскочить на фундамент разрушенной церкви в районе 45-го буя (между 306-м и 307-м км). Кроме того, здесь, у левого берега за обрывом, на который мы ориентируемся, в водохранилище впадает ручей. И если шлюз, который отсюда уже виден, на наш радио запрос предлагает подождать достаточно долго, лучше встать на якорь в устье этого ручья, заняв выгодную стратегическую позицию: отсюда видно проходящие суда, слышно радио переговоры и до шлюза недалеко.
Но вот нас приглашают в шлюз, и, опустившись на 11 метров, мы прибываем в Углич.
Это следующий пункт, где можно переночевать и заправиться. После выхода из подходного канала шлюза, фарватер поворачивает налево, а нам с вами нужно направо к плотине на рейд у городской набережной. Если нужно просто переночевать, встаем на якорь прямо напротив знаменитых угличских храмов. Если же нужно попасть на берег за топливом или за продуктами, стоит зайти в устье ручья, впадающего в Волгу за пассажирскими пристанями. Там есть понтонный причал лодочной станции. От него обычно гоняют, но за небольшую сумму можно договориться о том, чтобы постоять часок. При этом с проходной даже помогают вызвать по телефону такси, чтобы доехать до заправки.
Но вот мы отдохнули и заправились – можно двигаться в путь. От Углича начинается собственно Волга – с излучинами, высоченными обрывистыми берегами, с пристанями и церквями, не изменившимися с девятнадцатого века. Знаков обстановки немного – в основном створы, так как фарватер широкий – практически от берега до берега. Если захочется остановиться, на якорь можно встать в устье прочти любого понравившегося ручья. Правда внутрь зайти, как правило, не дает песчаный бар. Пробуйте – поискав ощупью малым ходом, иногда удается найти русло, промытое ручьем, и, войдя в него, получить стоянку сказочной красоты. Посмотрите вокруг – наверняка увидите стоящие так яхты.
Следующий крупный населенный пункт – г. Мышкин. Славится музеем мыши. Есть заправка, но стоять неудобно. Можно подойти сбоку к дебаркадеру и за плату договориться постоять часок. До заправки добираться на такси. На подходе к Мышкину удвойте внимание – здесь поперек фарватера ходит самоходный паром, а справа впадает крупная река Юхоть, из которой могут выходить суда.
Здесь, ниже Углича, уровень Волги может очень значительно меняться в зависимости от сезона. Случается, что при низком уровне фарватер превращается в русло, количество и размер островов увеличиваются, обнажаются участки дна. В те годы, когда уровень был особенно низким, зачастую, пристани оказывались на берегу, а мостки вели в никуда.
Дальше путь фарватером следует до створа в районе деревни Вздыхайлово. На этот створ обращаю внимание тех, у кого осадка невелика. Между двумя парами вздыхайловских створов находится вход в ручей, куда небольшая килевая яхта может зайти вдоль правого против течения берега, и, оказавшись за песчаным баром, встать под левый берег практически носом. Место для стоянки тихое, закрытое и очень красивое.
Отдохнули? Тогда в путь! Перед нами большой мост с раздельными судоходными пролетами в каждом направлении. За мостом фарватер от левого по пути следования берега поворачивает к правому, выводя к заметной церкви деревни Ивановское и дальше девять километров идет вдоль правого высокого обрывистого берега. Его многометровая высота, прерывающаяся только редкими устьями ручьев поистине поражает воображение. Кто здесь бывал – не спутает ни с чем. Слева – простор разлива, зато справа глубина простирается практически до самого берега, но у кромки кое-где есть камни, да и фарватер со стороны берега не ограничен, поэтому для стоянки лучше зайти в устье Петраковского ручья (на 380-м километре напротив 78-го буя). Устье ручья широкое и глубокое, но к берегу не удается подойти метра на два с половиной. Поэтому стоять приходится на якоре. Выбирая место якорной стоянки и длину якорного каната, будьте внимательны. Несмотря на то, что с фарватера идет волна от проходящих теплоходов, не стоит забираться слишком далеко в бухту, так как там проходит низкая линия электропередач. На противоположном берегу в Коприно расположен санаторий и временами там бывает весьма людно и шумно. По высокой воде в прежние годы удавалось заходить в один из предшествующих ручьев, где стоянка была более дикой и спокойной, но теперь там, к сожалению, частные владения.
Далее наш путь петляет по фарватеру, огибая острова. Острова вполне живописны и на карте достаточно хорошо видно, где к ним можно подойти с фарватера. А мы по створам выходим к 67-му бую (между 402-м и 403-м км). Здесь нужно быть осторожными: слева затопленная Молога. По слухам, людям случалось заплывать внутрь остатков фундамента и долго стучаться килем, ища выход обратно. А уж в плохую погоду и подавно килем биться негоже!
Отсюда путь раздваивается: можно аккуратно вдоль Мологи пойти по буям М1 и М2 на 63-й судовой ход и отправиться покорять Рыбинку, а можно повернуть направо по Волге в Рыбинск и дальше в Ярославль. Но это уже маршрут, требующий отдельного рассказа.
А нам в моря! И это не совсем аллегория. Хотя Рыбинка и является искусственным сооружением, относиться к ней следует уважительно: огромное водное зеркало с небольшими (в среднем 3-5 метров) глубинами и множеством затопленных селений может доставить немало хлопот при плохой погоде. Поэтому давайте договоримся сразу: пробиваться против встречного шторма мы не станем. Лучше отстоимся в устье Петраковского ручья и дождемся более благоприятной погоды. Многодневные шторма летом здесь не часты, а потеря 12–24 часов многократно окупится сэкономленным топливом, временем, нервами, рангоутом и парусами. Пробиваться против короткой крутой двухметровой волны не всегда легко даже с мощным катерным двигателем, что уж говорить о слабом яхтенном. Зачастую спасает только лавировка под зарифленными парусами, которая может растянуться до суток, так как против волны и ветра вперед продвигаться удается минимально. Поэтому мы лучше выспимся и отдохнем в Петраково, а вперед двинемся, когда ветер ослабнет, или переменит направление.
Не забывайте, к тому же, что путь нам предстоит не близкий – примерно 150 километров, поэтому, если вы не скоростное глиссирующее судно и не собираетесь пробиваться против шторма, рассчитывайте потратить на путь до Череповца часов четырнадцать. И здесь тоже полезно определить стратегию перехода. Сама Рыбинка в плане перехода очень неоднородна и разные ее участки лучше проходить в различное время суток. Самыми опасными и неудобными в навигационном плане, как, впрочем, и всегда на большой воде, остаются вход и выход, где вам с водного простора нужно попасть в узкий фарватер. А Рыбинское водохранилище – часть оживленной водной системы и пересекающихся, сходящихся и расходящихся фарватеров здесь множество. Поэтому отыскивать свой единственный среди множества похожих огней в темноте бывает достаточно сложно, особенно в Череповце, где запутанная речная обстановка еще и меркнет на фоне береговых огней. Поэтому входить в Рыбинку и покидать ее желательно засветло. В июне-июле, когда световой день длинный, можно построить стратегию на том, чтобы выйти из Петраково перед рассветом (часа в 3 утра) с тем, чтобы через два часа засветло подойти к Мологе. Тогда, если не испортится погода и ничего не задержит в пути, можно рассчитывать часам к 5-6 вечера засветло добраться до Череповца. И еще у вас останется часа три до сумерек на случай возможных неожиданностей. Хуже обстоят дела ближе к осени – здесь и день короче и вероятность плохой погоды выше. Зато на Рыбинке есть длинный (около 60 километров) прямой, широкий, безопасный и хорошо обставленный участок, который удобно проходить как раз ночью. Поэтому здесь может пригодиться другой вариант – выйти часов в 18, чтобы к 20-ти засветло подойти к Мологе. Попав на 63-й судовой ход, в темноте пройти прямой его участок от 10 до 23-го буя, где буи ночью светятся, и, находясь примерно на равном расстоянии друг от друга, достаточно хорошо отыскиваются во тьме, а на рассвете выйти к Мяксинскому створу. В этом случае в Череповец вы доберетесь среди дня.
Выбрали, какой вариант для вас предпочтительнее? Тогда стартуем.
До 67-го буя наш путь, следуя извилистому волжскому руслу, петляет от острова к острову. Поэтому руководствоваться приходится указаниями буев и створов. На подходе к 67-му бую особенно тщательно контролируйте черную (левую от вас) сторону фарватера. За ней начинаются фундаменты затопленной Мологи.
Вот мы и подошли к «моложскому треугольнику». Здесь сходятся в одном месте три судовых хода. Вправо продолжается дальше нумерация буев 65-го, по которому мы сюда пришли. Но он ведет по руслу Волги в Рыбинск, а нам нужно на север на просторы водохранилища, поэтому нам нужно перейти на 63-й судовой ход. Можно дойти по 65-му до разделительного буя, где расходятся эти два фарватера, но это довольно большой крюк назад. Поэтому мы поступим иначе: уйдем с 65-го судового хода у 67-го буя и по срезке с дополнительного буя М1 на дополнительный буй М2 выйдем сразу к бую 8А 63-го судового хода. Но будьте внимательны при определении буев – не перепутайте буи дополнительного судового хода с буями основных, рядом с которыми они находятся, так как за кромку фарватера лучше не заходить и ориентироваться нужно тщательно.
Дальше пока двинемся по судовому ходу. Мы движемся против течения, ориентируясь по буям судоходной обстановки: слева остаются красные, справа – черные. Буи расположены достаточно далеко друг от друга. Из теплоходной рубки с высоты порядка десяти метров, их, видимо, видно хорошо. Но, находясь практически на уровне воды, приготовьтесь внимательно вглядываться вдаль, чтобы обнаружить пляшущую на волнах черточку. Правда отчаиваться не стоит: расстояние между буями подобрано так, что, приближаясь к очередному вы сможете рассмотреть следующий. Ночью все буи светятся, и видимость огней соответствует видимости буев днем. Среди основных буев встречаются дополнительные, промаркированные буквой А. Несмотря на большие расстояния между буями, они расставлены по речному принципу, ограждая судоходный фарватер, так что держитесь правой от вас кромки. Молога осталась далеко позади. При расхождении с теплоходами или при лавировке можно спокойно заходить за буи – глубины за кромкой фарватера не меньше трех – пяти метров.
Здесь вам предлагается выбор: у буя 9 фарватер снова раздваивается. Уйдя на 64-й судовой ход, можно добраться до Дарвинского государственного заповедника, а поднявшись вверх по р. Молога, попасть в г. Весьегонск.
Но мы собирались в Череповец, поэтому продолжаем наслаждаться просторами 63-го судового хода.
Постепенно буи один за другим остаются за кормой. Впереди плавный поворот направо вокруг буя 10. Здесь при осадке до двух метров можно значительно сэкономить расстояние и время. После буя 9А ложимся на курс 346° (везде по тексту приводятся истинные курсы) в направлении 13-го буя (или задаем координаты этого буя – N 58°25,650’, E 038° 20,542’ - в GPS и следуем его указаниям). При этом мы уходим с пути следования теплоходов, избегая близких расхождений, и экономим около 3,5 километров пути. Глубины почти по всему пути следования от пяти до девяти метров. В одном месте встретится баночка с минимальной глубиной 2,7 метра. Не пугайтесь – без эхолота и не заметите! Можно срезать резать больше и уходить сразу на 18 буй (N 58º 34,587’, E 038º 18,163’. Глубины везде вполне достаточные, но вслепую уходить вправо не советую – там встречаются фундаменты затопленных церквей. Такая срезка разумна, если заложить в GPS координаты подводных опасностей с карты и не подходить к ним слишком близко.
У 13-го буя возвращаемся на фарватер. Дальше километров 45 по прямой. Правый берег скрылся, левый отдаляется к горизонту. Это несколько часов пути, за которые можно насмотреться всякого – случается увидеть зеркальную гладь воды с белесой дымкой раскаленного неба над ней, бывают и вовсе видения, заставляющие усомниться в реальности мира вокруг: например, посреди простора открытой воды можно увидеть по курсу целый остров, иногда даже с зелеными кустиками, вовсе не обозначенный на карте! Не спешите записываться в первооткрыватели – это плавучие торфяные острова, которые гонит по воде ветром и течением. Расстояние и дымка играют со зрением и не такие шутки! Однажды мы всем экипажем в течение получаса пытались угадать, что за яхта с блестящими парусами идет параллельным курсом далеко вправо, пока не разглядели в бинокль, что это плывет надутый полиэтиленовый пакет! Но хуже, если погода начнет портиться! На открытом мелком водоеме быстро разгоняет короткую крутую волну, а спрятаться здесь совсем негде. Именно по этой причине, если плохая погода застала вас до выхода в Рыбинку, лучше отстояться в укрытии. Но даже если вы пускаетесь в путь в замечательный солнечный денек, не поленитесь, выходя с места ночевки, проверить исправность компаса и записать проложенные курсы. Неожиданно подтянувшаяся грозовая туча может существенно уменьшить видимость и путь с буя на буй придется корректировать по компасу. Курс постоянный - 352° (истинный). Зато после окончания грозы здесь случалось видеть ярчайшую двойную радугу, колесом замыкавшуюся через отражение в воде!
До 18-го буя у нас справа черные ограничительные буи и простор для лавировки необъятен! Слева даже теплоходам ничего не грозит, а нам и вправо глубины более трех с половиной метров (минимум), а большей частью – более семи, позволяют достаточно далеко забираться за кромку. Вплоть до 18-го буя километров на 15 в сторону правого берега опасностей нет.
А вот с 18-го буя лучше вернуться на фарватер. Справа под водой спрячется затопленный шлюз Ягорба (буи 20, 21) старой Мариинской системы, слева буи 22, 22А, 23 ограничат мели местами менее одного метра, расположенные метрах в трехстах от кромки фарватера (это по карте, на местности предпочитаем не проверять, поэтому, на всякий случай здесь больше, чем на пятьдесят-сто метров за кромку стараемся не забираться). После22-го буя мелко, правда не так близко, да еще и с камнями будет и справа. Но уже от 22-го буя прямо по курсу можно начинать высматривать Мяксинский створ. Особенно издалека его яркий зеленый огонь виден ночью. Но и днем при хорошей видимости глазастые матросы ухитряются высмотреть светлое пятно створа от первых буев, ограждающих реальную для нас опасность. Но не забывайте о том, что видимость не всегда бывает хорошей! В дожде, тумане, дымке вам придется ориентироваться не по створу, а придерживаться направления, соответствующего курсу 352º по компасу (приведен истинный курс), которого вы придерживались в течение нескольких предыдущих часов.
У селения Мякса мы выходим к правому берегу и, повернув налево вокруг красного поворотного 24-го буя (N 58º 48,354’, E 038º 15,720’), продолжаем путь по фарватеру вдоль берега. Безопасно обогнуть поворотный буй можно, оставив его не с предписанного левого, а с правого борта. Здесь достаточно глубоко, так как именно здесь проходит старое русло Шексны, а подобная возможность срезать поворотный буй, хотя и не дает значительного выигрыша в расстоянии, зато повышает возможность безопасного расхождения с теплоходами, маневрирующими, изменяя курс на фарватере. Между 24-м и 25-м буем не уходите вправо – там затопленный фундамент церкви Козьмо-Дамиана. Зато дальше при желании можно уйти (перед 29-м буем) с фарватера в сторону берега и постоять на якоре, пока команда отдохнет и искупается. Чтобы продолжить дальнейший путь, придется вернуться на фарватер. В этой части пути встречаются остатки затопленных сооружений: старый затопленный шлюз Черепановка, фундамент церкви Любец. Так что лучше не рисковать и не проверять, на какой они покоятся глубине. Остатки церкви все больше разрушаются, но при низкой спокойной воде они и сейчас видны в виде груды камней. Зато мы ушли с наиболее открытой части Рыбинки и волна становится меньше. До 41-го буя уходить с фарватера смысла нет, а вот после него вдоль правого берега есть срезка, очень существенно сокращающая расстояние. Местные яхтсмены ей активно пользуются, а вот мы пока не решаемся – маршрут никак не обставлен, а минимальные обозначенные глубины встречаются в 1,7 метров. Поэтому, решаясь выбрать этот путь, желательно убедиться, что уровень воды в водохранилище не слишком низкий и погода не рискует испортиться.
Дальше извилистый фарватер петляет вдоль русла Шексны между островами, а буи справа и слева расположены так часто, что заблудиться при всем желании не возможно. На узком фарватере не теряйте бдительность: кроме самоходных грузовых теплоходов, именуемых в народе «баржами» и «нефтянками», которые и сами передвигаются намного быстрее яхты, здесь время от времени проносятся скоростные суда, такие как «Метеор» на подводных крыльях (до последнего времени раз в сутки встречался на пути между Мяксой и Шексной) и небольшие, но очень шустрые теплоходики «Заря» на воздушной подушке (ходят по собственному расписанию). Около большого острова Ваганиха находится знаменательная веха на длинном пути из Москвы на север: здесь находится граница разграничения зоны ответственности водных бассейнов. Для нас она знаменательна тем, что заканчивается наш путь по страницам второго тома атласа Единой глубоководной системы Европейской части РФ, и мы плавно переходим на просторы третьего тома. На местности же можете присмотреться и увидите на западном берегу Ваганихи остатки ржавой таблички, указывавшей это знаменательное место. Надпись, правда, уже не читается.
С этого места начинаются и сложности в местной лоции: мы вступаем в границы череповецкого промышленного узла с его множеством дополнительных фарватеров, уводящих к пристаням заводов и судоремонтных предприятий. Цепочки разноцветных буев, прерывающихся мигающими разделительными, порой, особенно в сумерках, напоминают увлекательную компьютерную игру. Жаль только запасных жизней не предусмотрено!
Впереди впечатляет обилием разноцветных дымных шлейфов панорама Череповца. Если есть время на отдых и не тянет сразу в город, не пропустите слева крупную реку Суду, в которую уводит местный фарватер – там, на правом (против течения) берегу, есть местный яхт-клуб (вход с фарватера в канал Торово помечен вешками), в который по низкой воде войти, правда, не удается. А чуть дальше вверх по течению влево можно встать носом к углу понтона, пришвартованного к острову. Получите в собственное распоряжение массу чистого воздуха, зелени, комаров и разнообразных водоплавающих птиц!
Если торопитесь в Череповец, выбирайте путь по основному фарватеру. Далеко от кромки наружу высовываться не стоит. Это уже Шексна с резкими мелями по сторонам фарватера. После нескольких поворотов судовой ход выведет вас к левому берегу, а впереди покажется вантовый мост. Слева увидите городские пляжи, а между ними небольшой причал с несколькими яхтами. Это один из Череповецких яхт-клубов. Может быть и выглядит не столь помпезно, как современные марины в Москве, но, когда у нас сломался двигатель и мы зашли попросить о помощи, то встретили очень доброжелательное отношение и помощь со сваркой в местных мастерских. Обычно же здесь не задерживаются, а проходят под мост. После моста слева в Шексну впадает довольно крупная речка Ягорба. В нее-то нам и нужно. Только обратите внимание на буи: на входе есть два разделительных буя, указывающих на два входных фарватера вдоль каждого из берегов. А вот посредине между ними под водой свалка мусора – туда лучше не соваться. Вдоль левого от вас берега Ягорбы фарватер обозначен вешками, не очень хорошо заметными в темноте. Поэтому мы предпочитаем ходить справа вдоль слипов череповецкого судостроительного и судоремонтного завода. Чуть дальше, зато надежнее. Впрочем, кому как нравится. Продвигаемся против течения, пока слева не появится городская набережная, а впереди – низкий (меньше 10 метров) мост. Не доходя до моста, встаем на якорь носом к набережной. Только якорь желательно класть достаточно далеко и воспользоваться томбуем. И вяжитесь к решетке на двух концах, не притягиваясь вплотную. Волнение в этом месте похуже, чем на море – дело в том, что за мостом, выше по течению, расположена местная стоянка мотолодок, и, видимо, летать круглые сутки мимо пришвартованных яхт на полном газу у них считается признаком особой лихости. А в остальном – череповчане –народ доброжелательный – подходят, интересуются, кто такие и куда путь держите. Продукты можно закупить прямо в магазинчиках на ближайшей улице, а за топливом придется съездить на такси через мост. Дли большинства пришвартованных яхт это только середина долгого пути. Но мы здесь остановимся – Рыбинка окончилась.
[1] Номера буев приведены по состоянию на 2006 год.