Я люблю яхты и мне они интересны. Поэтому мне довелось в жизни погоняться или походить на яхтах очень многих классов.
Когда меня привезли в яхт-клуб "Аврора", я, честно сказать, даже не помню. Помню только, что лет с трех страшно гордилась красным значком с силуэтом яхточки и надписью "Аврора", означавшим принадлежность к этому взрослому интересному и таинственному миру! Начиналось все с отцовского "Финна". Потом в 1972 году в "Авроре" организовали детскую секцию и мы с энтузиазмом вооружали четыре деревянных "Кадета" с тряпочными парусами. Но через год секция закрылась. И начались скитания. Сначала "Водник" с "Кадетом" - мыльницей желтого цыплячьего цвета. Там то мне стало обидно, что все носят спинакер, а мы не можем, потому что нет реи! И я сделала рею. Собственными руками. Из планки от ящика и трех гвоздиков. И рея продержалась целых две недели. Пока не подуло. Но уже стало интересно! А потом была 420ка в ЦСК ВМФ. Это было рядом со школой и можно было проводить там массу времени. Включая, например, день "Последнего звонка"! Ну интереснее мне на воде, чем по городу шляться, звеня колокольчиком! А потом школа кончилась и я вернулась в "Аврору", ощущая свою старость! Мне было уже 18! Попросив: "Дайте мне что-нибудь!" - я получила ответ: "Вон - бери - сделаешь - будешь ходить!" В эллинге лежала зеленая польская семидесятка первого еще проекта (с одной носовой переборкой). На ней была отломана от бака жесткость, идущая от шверт-колодца. Ничтоже сумняшеся, я ответила, что беру. И всю зиму мы с Мариной Юдиной понемногу собирали семидесятку, честно говоря, не очень представляя, как это делается. А ближе к весне появились два наглеца, которые объявили, что будут у нас вторым экипажем. Но по тону было совершенно ясно, что они нас не только первым экипажем терпеть не собираются, но и из второго как можно скорее выжить постараются! (Это были Юра Шувалов с Игорьком Сениным). Вот только нашла коса на камень! Правда в работу они включились и, что нужно делать, представляли явно лучше нас! К весне лодка была на воде. Началась дележка тренировочного времени и первый опыт освоения семидесятки. Постепенно так случилось, что чаще всего приезжали мы с Юрой, а Марины с Игорем не оказывалось. Ну не сидеть же на берегу! Вот и сложился экипаж. Мне было безумно интересно. Мы построили в зале тренажер, имитирующий работу на трапеции и всю зиму я оттачивала безукоризненность движений при повороте. А дома я сделала себе тренажер, имитирующий работу в откренке. Энтузиазма хватало на подъем в 5.30 утра с ежедневной пробежкой и часом ОФП и СФП. Зато первый выход на воду весной доставлял истинное наслаждение - не нужно было ничего вспоминать - все получалось само собой! А потом была еще целая зима непрерывной переклейки корпуса, с которого для облегчения сняли даже буртики и он держался на моем ежедневном ремонте! И гонки и первые выезды на море с волной и ветром и безумным захватывающим шуршанием воды по корпусу! Все было интересно. Лозунг "Нужно осваивать лодку!" приниамался без всяких сомнений! На трапецию на руках? Пожалуйста! Лавировка под спинакером? Сейчас попробуем! 1980 год был феерическим. Во первых мы поженились. За полчаса до открытия Московской Олимпиады. В ЗАГСе Ленинского района Москвы, из которого до Лужников неторопливым шагом - полчаса. Так что на собственную свадьбу мне пришлось прорываться пешком через кордоны милиции! Зато во-вторых от ШВСМ мы получили абсолютно новую "олимпиадную" таллинскую семидесятку. Со спаровской мачтой, норсовскими парусами и целым ящиком харкеновского оборудования. И даже с двумя компасами "Richi"! Проблема только в том, что все это богатство нужно было срочно забрать со стадиона, пока на него кто-нибудь не наложил лапу! А стадион был олимпийским объектом! Пришлось доказывать милиционерам, что без меня Олимпиада не состоится! И ведь удалось!
А через год Юру предупредили, что Пильчин предложил поменять матроса. Иначе отберут лодку. И не потому что что-то плохо. Просто не было у нас женского парусного спорта на тот момент! Ну не ввели его еще в Олимпиаду! А значит - непорядок! А куда мне при этом деваться - никого не интересовало. Пришлось еще раз начать все с начала. Взяла польскую семидесятку. Благо две новых в клуб пришло. Переделала "под себя". Как привычно, чтобы гоняться можно было. Пригласила Галю Молчанову на шкоты. Совсем нулевую. С берега. Мы с ней на тренажере немного попробывали, потом на воде, а потом на майской регате первый разряд выполнили. Среди полусотни лодок! А в 83м родился Валентин Юрьевич. И после годового перерыва пришлось еще раз начать заново. С Ольгой Васильевой. Она приезжала на тренировки с плетеной корзиной, в которой были свежие пирожки! И тренировалась как надо! В моем представлении - то есть по высшему спросу. Когда начальник клуба вызвал меня и спросил, что тебе нужно, чтобы выиграть чемпионат Москвы, я уверенно сказала, что нужны новые паруса и неделя сборов. Так и вышло - женскую Москву мы выиграли. А потом Ольга ушла по семейным обстоятельствам и я пригласиля Лену Акишину со своей работы. Лучшего матроса я просто не могу себе представить! Она всегда была на тренировке вовремя, что бы не происходило, у нее всегда была готова лодка, она не терпела никаких компрмиссов типа - "а может завтра лодку помоем?" С ней мы на чемпионате города были вторыми.
А в 87 родилась Анна Юрьевна и еще раз пришлось начать все с нуля. На сей раз я выбрала "Луч", который позволял более свободно планировать свое время, не оглядываясь на матросов. А параллельно ходила на "Звезднике". Вторым рулевым у Бориса Патрушева. "Звездник", наверное, самая удивительная гоночная машина из тех, с которыми мне пришлось встречаться. Он не терпит ошибок и наказывает за них самым жестким образом! Для звездника уже не хватоало прав второго класса - пришлось пойти учиться. Для получения прав нужен был плавательный ценз - так я попала на крейсера. Первым был "Арбалет" - Конрад 25 из "Буревестника" под командой Ольги Вольцевой. Потом команда мечты на "Шалуне" В МГУ. И гонки на Онеге и поездка на Rolex-регату в Ньюпорт (США).
А потом первое самостоятельное командование на "Стропасе". К этому же времени относится и первый проект, в который втравил меня Дима Самойлов. Он долго уговаривал купить у него "Микрик" (ситниковский "Рикошет 550"), существовавший в виде двух половинок скорлупы, такелажа и парусов. Я отказывалась четыре месяца, пока не попала на завод и не увидела своими глазами. Это была мечта! Такая "семидесятка" с огромным кокпитом, с каютой, да еще, оказывается на нее можно киль поставить! И к сезону обещают сделать! Беру! Вот только, по наивности, не спросила, к какому сезону! Строительство растянулось на четыре года. Но приобретенный опыт оказался бесценным. А в результате появился "Рикки" №1-70У.
Лодочка получилась аккуратной и интересной, но прожила у меня не слишком долго. Осенью подошел Дима и попросил ключ, чтобы показать заказчику, что можно построить. А потом пришел и сказал, что лодка понравилась и ее хотят купить. Я не собиралась ничего продавать и назвала такую цену, чтобы от меня отстали. Но человек неожиданно согласился и деваться было некуда. На вырученные деньги в Питере (или еще Ленинграде?) в начале 1998 года был куплен первый логиновский "Арт" (СТ-25), к тому времени называвшийся "Пинтой". Мы перевезли его в Москву, капитально отремонтировали, вернули первоначальное имя, сделали новый рангоут, пошили паруса и несколько лет на нем гонялись под номером 1131. Параллельно не вылезая из ремонта.
Пришлось вырезать и переклеить расслоившийся сэндвич на палубе, отремонтировать оторваннный набор. Подсчитав, во что мне обходится ремонт, я поняла, что дешевле построить новую лодку. В 2002 году "Арт" был продан. Появился новый проект. "Рикошет 780". Долго придумывали название, пока в развитие темы "Арта" не появился "Азарт". Лодка с номером 2110 была спущена на воду в июне 2003 года и сразу отправилась в Санкт-Петербург на Банковский кубок.
Лодка получилась красивой, надежной, удобной, мореходной, но IORовский обмер загонял ее в тупик. Чуда не произошло. Попытка загнать лодку в честный обмер привела к тому, что тяжелая лодка с дизелем оказалась сильно недогружена парусами. Можно было сделать ее быстрой, но тогда бы она не вписалась в Балл и не с кем было бы гоняться. Так родился новый проект. Ситниковский 26 GP. Сейчас он называется "Мустанг". За ним закреплен номер 350, но обмерять его пока нелья, поскольку, похоже, это опять те же "грабли" (см. страничку новостей).