Яхты и проекты
Регаты

18.06.2011-148
Главная Статьи Знакомство с GPS

Знакомство с GPS

Эта статья появилась благодаря компании "Навиком" и лично В.А. Евстратову, предоставившим нам для тестирования замечательный картплоттер. Статья писалась по живым воспоминаниям на едином дыхании в перегоне через Рыбинку на подходе к Мяксинскому створу.

 

Благодаря компании «Навиком», предоставившей нам возможность ознакомиться с прибором GPSMAP 76C фирмы «GARMIN», в этом году мы смогли пополнить свой опыт использования спутниковой навигации на небольшой (7,65 м) крейсерско-гоночной яхте.
Для начала представимся: мы – это московская яхта «Азарт» 2110, проекта «Рикошет 780», спущенная на воду в 2003 г в «Нептуне». Сразу после сброса на воду «Азарт» отправился в Питер на Банковский кубок, после этого каждый год ходил своим ходом на Онегу. Экипаж побывал в 2004 г. на питерской Парусной неделе. Так что навигация для нас не просто дорогая престижная игрушка. Уже много лет (до «Азарта» на 1/4-тоннике «Арт») в перегонах и гонках нам верой и правдой служили приемники спутниковой навигации фирмы «GARMIN» (сначала GPS 38, потом GPS 48 и GPS 12). В сочетании с комплектом проверенных бумажных карт – это весьма надежные и компактные приборы. Мы даже освоили способ создания собственных пользовательских карт в этих GPS, изначально не являвшихся картографическими. Венцом использования картографических возможностей GPS 12 стало огибание острова Нерва на Балтике в гонке на Парусной неделе по пятиметровой изобате, занесенной в GPS в виде набора точек. Но уже тогда стало понятно, что это слишком трудоемкий и «памятеемкий» способ и нужно морально готовиться к приобретению современных GPS, способных работать со встроенной картографией.
Первый опыт знакомства с электронной картографией состоялся, благодаря «Навикому», в 2004 г. на Онеге. Тогда компания «Навиком» предоставила «Азарту» возможность во время регаты пользоваться стационарным картплотером Cmap V6.
Мы уже описали как несомненные преимущества этого замечательного (безо всяких кавычек!) прибора, так и его недостатки для небольшой яхты. Здесь я позволю себе небольшой повтор, так как он объяснит направление наших дальнейших поисков.
В условиях небольшой крейсерско-гоночной яхты с дефицитом опытного экипажа (а в преддверии и сразу после Онеги слишком часто приходится слышать – «не пошел, потому что не с кем было») достаточно проблематично выделить постоянного штурмана для работы в каюте со стационарным прибором. Особенно актуальным это положение становится в многосуточных или штормовых гонках. Поэтому, даже после появления стационарных GPS с встроенной картографией, мы продолжали пользоваться морально устаревшим, но всегда доступным на палубе GPS 12. Продолжали до тех пор, пока не увидели у соседей удивительную вещь – наладонничек не больше смартфона со встроенной морской картой. Тут то и стало понятно – сбылось! Пора в «Навиком»!
В «Навикоме» нас обрадовали еще больше. Оказывается наш любимый «GARMIN» выпустил портативную модель приемника GPSMAP 76C в водозащищенном корпусе, с 256-цветным экраном 3,8*5,6 см (160*240 пикселей) размером всего 6,9*5,7*3,5 см. Этот приемник имеет не только встроенные базовые карты, но и 115 мегабайт памяти для загрузки с компакт-диска детальных морских, городских или топографических карт того региона, где вы собрались путешествовать. А работает он всего от двух пальчиковых батареек типа АА, которых хватает на целых тридцать часов работы! В общем – «сказочное – не бывает», но только в реальности перед нами на столе, и даже электронные карты рек и озер северо-запада России и карты Балтики имеются в наличии. Именно то, что искали! Берем! Но ведь так не бывает, чтобы только мед без дегтя?
Действительно не бывает. Карты грузятся с компьютера. Причем можно одновременно загрузить Ладожское и Онежское озера и Балтику, или реки и Рыбинку. А озера и Рыбинку нельзя? Нет, так не получается. Причем секундная перестановка карты памяти, как в V6 здесь не предусмотрена – нужен компьютер. А возить с собой ноутбук в 1/4-тоннике в преддверии возможных штормов (покажите мне сухой 1/4-тонник, где ничего не летает по каюте во время шторма!) мне страшно! Решаем поступиться Рыбинкой и оставить карты Онеги, где будут гонки, вместе с ненужными в этом году картами Ладоги и Балтики. Опять Рыбинку идти по атласу! Хорошо, что у меня в 12 GPS давно создана пользовательская карта этого водоема. Глядишь, и с новым прибором прорвемся! В прошлом году из-за проблем с питанием не смогли воспользоваться картами в V6, пришлось перенести из него в GPS 12 координаты основных ориентиров и опасностей – теперь они перекочуют в базовую карту GPSMAP 76C.
Кроме того, не успеваем подключить 76-й к стационарному питанию. Но экономичность прибора оказалась выше всяких похвал! Заявленные 30 часов работы от батареек – отнюдь не рекламное преувеличение! Даже при работе ночью с использованием освещения (экономным) – хватает больше чем на сутки. На большинство 80 – 90-мильных гонок хватало одного комплекта батареек, правда, когда к концу 135-мильной гонки прибор из-за севших батареек отключился – было обидно – как всегда перезарядиться он предложил слишком не вовремя. В результате к концу гонок у нас остался запас неиспользованных батареек – можно было спокойнее светить ночью! Правда и перезаряжаться пришлось бы в таком случае чаще!
Удивила и точность картографии. Если V6 в прошлом году во время стоянки у пирса упорно показывал наше положение на берегу, то 76-й аккуратно изобразил кооперативную стоянку с ограждением и входом, нас внутри и даже подводный камень на входе, не отмеченный на бумажных картах и остававшийся легендарным, но порой очень звучно напоминавший о себе! Вот до чего техника дошла!
Водозащищенность решили не испытывать. И хотя прибор практически в любых условиях: будь то ливень, волна, брызги, туман – оставался на палубе, но, чтобы избежать риска, его постоянно использовали под защитой упаковки «Аквапак».
А теперь попробуем заняться собственно прокладкой. Очень обрадовало то обстоятельство, что фирма «GARMIN» и в данном случае осталась верна основным принципам организации управления своими приборами. Опыт эксплуатации предыдущих моделей пригодился – переучиваться пришлось немного. Во-первых, увеличилось число кнопок. Добавление кнопок ZOOM («приближение» и «удаление» карты) представляется закономерным и необходимым. Добавление кнопки меню первоначально вызвало удивление, но оказалось, что вполне можно привыкнуть. А вот целесообразность замены привычной и удобной кнопки GOTO, которая автоматически осуществляла поиск, на кнопку FIND уже не столь очевидна. Для быстрого поиска при помощи этой кнопки все равно приходится вводить пользовательские ориентиры, а команду GOTO потом мучительно искать в меню. Возможно дома в спокойной обстановке за столом это и удобно, а рулевому на мокрой пляшущей палубе – не очень. Возможно это уже из области придирок, но с учетом тех целей, для которых нам был нужен наладонник вместо стационарного картплоттера, появление подобной придирки вполне объяснимо!
Итак, готовимся к первой длинной гонке. Маршрут Петрозаводск – Повенец с дополнительными петлями по озеру для того, чтобы набрать положенные 135 морских миль. Открывается еще один приятный сюрприз нашего электронного навигатора: захваченный с собой на собрание капитанов, он позволяет оперативно оценить по объявленным координатам положение точек старта и финиша, а так же знаков или объектов, вызывающих интерес по ходу дистанции. Заводим маршрут, используя координаты, полученные из гоночной инструкции и из «Огней и знаков Онежского озера» для тех объектов, которые считаются общеизвестными и в гоночной инструкции даются без указания координат. Задать маршрут, используя непосредственно координаты, не получается (возможно, просто пока не разобрались?) - приходится вводить пользовательские точки с именами и выстраивать маршрут относительно них. Вот, наконец, результат кропотливой работы предстает в виде длинной ломаной линии розового цвета, перечеркнувшей все озеро и упирающейся своим дальним концом в самую северную часть Малого Онего в районе Повенца. Туда-то нам и нужно. Только по дороге нас ожидает 135 миль пути со своими сложностями и опасностями вроде Калгостровской гряды. Надеемся, что там нам пригодятся картографические способности нашего электронного помощника.
Начало второй гонки в отношении навигации достаточно рутинно – контроль направления генерального курса и скорости, оценка перспективности заходов ветра по изображению пройденного пути на экране. С сожалением обнаруживаем, что у «Азарта» довольно большой дрейф: поворот по компасу на 90˚ на карте изображается кривыми, угол между которыми больше напоминает градусов 100. Вот при огибании Монака приятный подарок – картография вполне подробна, а точность определения достаточно высока, чтобы «облизать» скалу внутри пятиметровой изобаты по отметке 2,4 м. (Хотя честно признаюсь – сердце замирало – присутствие справа на расстоянии нескольких десятков метров серых камней так и вдохновляло отклониться подальше влево, и только экран с картой перед глазами рулевого удерживал от соблазна удлинить путь).
Дальше – длинное плечо в сторону Брусно под спинакером. Стихающий ветер и падающая скорость не оставляют никаких надежд: винт не закрылся. Но другого пути нет – продвигаемся вперед. К точке поворота приблизились, когда солнце уже практически село. Хорошо, что сумерки на севере длинные, иначе судейского судна «Галс», которое требуется обогнуть, мы бы просто не нашли – в точке огибания его нет – оно притаилось мили на полторы в стороне. Ладно – рассмотрели, обогнули - начинаем ночную лавировку на Василису. GPS преподносит неприятный сюрприз: он считает, что мы не дошли до точки поворота и, вместо того, чтобы показывать курс на следующий знак, с упорством, достойным лучшего применения призывает нас обратно к Брусно! Приходится настаивать: задаем курс на Василису при помощи функции GOTO. Но при этом теряется вся предварительная подготовка – маршрута у нас больше нет! Причем если в маршруте розовая линия курса показывает направление с точки на точку и ваше положение относительно этой линии, то при использовании функции GOTO линия начинается от вашего текущего положения и отклоняется по мере вашего перемещения! Направление на точку она, конечно, дает, но ориентироваться относительно генерального курса уже не получается! Правда, уйдя вправо под тучу, мы сумели поймать хороший ветер, и ориентирование относительно генерального курса потеряло свою актуальность.
Далее GPS проявил себя под Тамбицем: ветер ослабел практически до нуля. Еле ощутимые дуновения уводили в сторону берега. Не давала выбраться обратно на открытую воду и оставшаяся от ночного дутья волна. Упорная лавировка в течение почти двух часов на карте представала только петлями кружения на одном месте. В конце концов, собрали волю в кулак, развернулись ровно назад и, практически по своему следу, вышли в середину Малого Онего почти в той точке, из которой уходили под берег. Бесплодно потеряли два часа, зато добрались до нового ветра и с ним покинули погибающих в безветрии под Тамбицем собратьев по несчастью. GPS, в качестве немого укора, демонстрировал нам запечатленные в памяти иероглифы нашего пути.  
А вот мимо Калгостровской гряды проходили фарватером, и помощью навигатора воспользоваться не пришлось. Вообще до финиша навигация сколько-нибудь заметного интереса не представляла, зато за Бычком помощь электронной карты оказалась не лишней.
От Повенца стартовала третья гонка регаты. Из-за проблем с подъемом якоря на старт опаздываем, поэтому, еще не доходя до Бычка, ставим паруса и лавируемся к судейскому судну. Спасибо нашему GPS – карта на его экране позволяет безопасно лавировать в узостях – с двадцатиминутным опозданием успеваем до закрытия старта!
Пришлось наверстывать. Увалившись после буя банки Боярской, ставим спинакер, и по свежему ветру и попутной волне летим вдогонку флоту. Лодка глиссирует с волны. Кто пробовал – поверит – в приборы заглядывать некогда – итак впереди достаточно указателей. После поворота вокруг судейского на лавировку достаем 76й и с удивлением обнаруживаем, что он зафиксировал максимальную скорость 15, так и хочется сказать «узлов», но вовремя соображаем, что просто напутали в настройках, и наш Garmin считает скорость в сухопутных милях, а не в узлах. Вот это больше похоже на правду, хотя рекорд, к сожалению, не состоялся!
Дальше GPS проявил себя уже не так хорошо! Ближе к острову Сал ветер стал опять стихать, и пришлось выбирать дальнейший маршрут. Почти получасовое отставание позволило наглядно оценивать обстановку: Калгостровский проход заметного преимущества не давал, зато у островов (а как выяснилось позже, и за ними) дуло несколько сильнее. Но на малых скоростях радиус возможной погрешности (окружность, внутри которой должно попасть ваше положение) стал постоянно возрастать! Кроме того, выяснилась еще одна не слишком утешительная подробность: маленький размер экрана и особенности загружаемых карт не позволяют оперативно ориентироваться на сколь-нибудь большом пространстве! (Морская карта с указанием глубин появляется только при разрешении 0,5 мили, но пространство в 0,5 мили, видимое на экране, не позволяет оценить, найдется ли выход из-за островов, за которые так заманчиво влезть! А при более мелком масштабе на генеральной карте, зачастую, и острова-то эти могут быть вообще не изображены!) Можно, конечно, привлечь на помощь бумажную карту, но тогда теряется оперативность, и, с таким же успехом, можно пользоваться бумажной картой в паре с GPS 12, который стоит существенно дешевле, чем 76й! Вот тут-то и вспомнили, как удобно в прошлом году было пользоваться в слабый ветер V6-м! Кроме того, при попытке на небольшой скорости увеличить разрешение до величин, более подробных, чем 0,5 мили, для того, чтобы более точно оценить свое положение относительно опасности, прибор тут же выдавал предупреждение OVERZOOM, что лишало подобную попытку всякого смысла! Такого не позволял себе даже старенький GARMIN 12, который на пользовательской карте допускал ориентирование при разрешении до 100 м!
После финиша, зато, еще раз порадовались подробно изображенному в электронной карте входу в Водлу!
Вот и старт четвертой гонки. Маршрут, заложенный в GPS, рисует сложную ломаную линию, направляющуюся от старта у острова Сосновец к судейскому судну в районе Клименецкого острова, затем возвращающуюся к Бесову Носу, пересекающую все озеро и огибающую остров Девичий, затем уводящую в Большое Онего к банке Осетровской и, изогнувшись около южного Ивановского буя, упирающуюся в долгожданный финиш. Будем надеяться, что судьи на этот раз не станут маскировать судейское судно и наш маршрут пригодится в пути!
Со старта яхты уходят полным бейдевиндом, причем мнения разделяются, – часть флота ложится на генеральный курс, остальные забираются чуть выше, пытаясь удержать скорость. Забираясь наверх, упираемся в острова. Резко уваливать совсем не хочется. Направляемся в проход между островами. Рядом «Крок». Глубина уменьшается. У острова видны камни. Вдруг прямо по курсу возникает веха. У «Крока» не выдерживают нервы, он делает поворот и уходит выше островов. Наш GPS показывает, что мы идем в пределах десятиметровой изобаты, и неприятностей мельче 4,8 метра впереди по курсу нет. Доверяя карте, замечательным полным бейдевиндом легко проходим между островами. Да здравствует электронный навигатор перед глазами рулевого! В прошлом году со стационарным картплотером как раз на этом же месте такой номер не прошел! (Пока штурман в каюте разбирался с картой, рулевой, испугавшись, уже отвернул!)
Восторги продолжались только до Девичьего острова. Попытка обогнуть его максимально близко к берегу, где еще сохранялась полосочка ветра, привела к посадке на мель. Оказалось, что за островом карты в нашем GPS просто нет! (Все пространство пролива окрашено ровненьким голубеньким цветом.) Обидно!
Выше всяких похвал GARMIN повел себя на лавировке с банки Осетровской к южному Ивановскому бую. Он не только вовремя показывал все опасности вокруг Березовых, Шардонских и Ивановских островов, но и замечательно сигнализировал обо всех изменениях направления ветра. Заходы у берега были, как и раньше, видны по следу курса, нарисованному на карте, но еще более оперативно позволял их обнаружить цифровой дисплей в верхней части экрана над картой. GARMIN 76C позволяет выбрать из 39 возможных вариантов до 4 одновременно выводимых на экран параметров вашего движения, которые интересуют вас в данный момент. У нас были выбраны скорость и направление на точку. Изменение этой цифры фактически показывало абсолютную величину угла лавировки на каждом галсе – ничего даже считать не надо! Именно так у Ивановских островов нашли заход, который привел к направлению на знак в 10 - 12 - море отдыхает!
Вот и последняя длинная гонка. Брусно нашли – судейское судно на месте! Дальше в навигационном отношении особых откровений не было, если не считать того, что Монак в предрассветных сумерках разыскивать не приходилось. В отличие от заблудившихся, мы его постоянно наблюдали на карте!
Кончается и эта регата! Даже последняя гонка не стала утешением! Вот только с озером прощаться рано – предстоит еще 1000-километровый путь домой.
В первой части все привычно и не отличается от гонок: лавировка под грозу с поиском
выгодных галсов, поиск входа в Вытегру в предутренних сумерках – везде 76й был на высоте! А вот дальше карта кончилась. Рыбинка нарисована только общими контурами. А нам через нее идти! И, как оказалось, не просто идти, а прорываться через штормовую лавировку. Буи занесены с координатами, взятыми из 12й, опасности перенесены с бумажной карты – вперед! Но все оказалось не так просто. На буи прибор выводит вполне прилично, но они видны над водой, и, как только становятся визуально наблюдаемыми, относительно них можно скорректировать путь. А как оценить точность положения внесенных опасностей? Одинакова ли математическая основа электронной и бумажной карты? Одинаковые ли они дают координаты? Да еще и значки достаточно крупные по сравнению с масштабом карты, и SUPERZOOM опять пугает! Приходится уворачиваться от опасностей с большим запасом! Но так можно идти и без GPS! Во всяком случае, с 12м было спокойнее, хотя, возможно, это храбрость неведения! Но, к счастью, прошли без происшествий! Здравствуй, Волга! Можно считать мы дома! Дальше все знакомо и GPS можно убрать до будущего года.
А что же выводы? С картой лучше, чем без нее. Карта, на которой видно собственное положение, находящаяся перед глазами рулевого – это очень удобно. Хороша и возможность видеть курс на точку и скорость. Больше параметров одновременно лучше не использовать – слишком маленьким становится поле карты. А оно и так мало! Невозможность пользоваться функцией ZOOM для средних и мелких масштабов (вылетаешь из морской карты в общую встроенную) просто удручает. Поиск какого-нибудь острова для того, чтобы проложить на него курс, может превратиться в настоящее испытание! На крупной карте он за пределами поля и найти его, не зная координат, можно только методом «тыка», а на мелкомасштабной карте он просто не изображен! И, конечно,
очень расстраивает ограниченность применяемого района картографии. Если вспомнить озвученное в начале пожелание обойтись без ноутбука на борту, то способа оперативной перезагрузки не видно! Но окончим сей опус на положительной ноте: зато 76й изящен, легок и очень экономичен – своих двух батареек почти не ест (по крайней мере, по сравнению с тем количеством информации, которое выдает с их помощью!). В общем, к сожалению не идеал, но уже близко!